Буксировка автомобиля

В Правилах дорожного движения, которые, надо полагать, как раз начинающие водители еще хорошо помнят, перечислены условия, обязательные к выполнению при буксировке неисправных транспортных средств. Не повторяя полностью и дословно все пункты, напомним все же о главных.
Как известно, длина гибкой сцепки должна находиться в пределах от 4 до 6 метров. И это вовсе не причуда составителей Правил. Дело в том, что если сцепка короче, неопытный водитель при резком торможении буксировщика может просто не успеть среагировать. Если же длина сцепки больше, — неизбежно возникнут трудности при прохождении крутых поворотов.
Правила требуют, чтобы на буксирующем автомобиле независимо от времени суток был включен ближний свет, а на буксируемом — аварийная сигнализация. Если же последняя не работает (скажем — сел аккумулятор), нужно сзади автомобиля закрепить на видном месте знак аварийной остановки, это в общих интересах.
Естественно, у буксируемой на гибкой сцепке машины должны быть исправны тормоза, а скорость движения не должна превышать 50 км/ час. И последнее напоминание — в гололед буксировка запрещена.
Мы одной веревкой связаны…
Вспомнив все это, мы можем смело приступать к самому процессу, который, понятно, начинается с того, что надо соединить между собой два автомобиля.
Если у вас есть нормальный буксирный трос, снабженный карабинами, а на автомобилях имеются исправные буксирные проушины — проблем не возникает.
Нужно только зацепить карабин на левой проушине буксировщика, и на правой буксируемого автомобиля — и можно начинать движение. Можно, конечно, цеплять и по-иному, это никак не регламентируется, но при том варианте, который мы рекомендуем, водителю заднего автомобиля будет гораздо удобнее просматривать встречную полосу движения, и при этом трос будет располагаться почти параллельно оси автомобиля.
Если на буксировщике нет проушины сзади, но есть фаркоп для прицепа — это даже лучше, сцепка будет «центрее». На тех автомобилях, где ни проушины, ни фаркопа нет, но задняя подвеска рессорная, можно «зацепиться» за серьгу рессоры, в конце концов. Ну а уж если ни проушин, ни фаркопа нет и задняя подвеска пружинная, — значит, это не буксировщик.
А как быть, если нет специального буксирного троса?
Придется использовать то, что окажется под рукой — ремни безопасности, толстые веревки, стропы для крепления багажа и т.п. Главное, чтобы эти «т.п.» были прочными и нужной длины. Но при этом, естественно, возникают сопутствующие, проблемы, как всегда в случаях использования чего-то не по прямому назначению. В нашем варианте — как все это связать и закрепить? Можно, конечно, вспомнить, как завязываются шнурки на ботинках. Только тогда вспомните и о том, как легко они развязываются сами собой. Может случиться, что в пути, обернувшись, буксировщик уже не увидит сзади страдальца, который отцепился не по своей воле.
Гораздо лучше использовать специальные узлы. Они легко вяжутся, надежно держат и очень просто развязываются, — достаточно потянуть за свободный кончик. Остается только потренироваться — и в нужный момент этот навык вспомнится и выручит.
Конечно, лучше всего было бы цеплять буксируемый автомобиль к буксировщику методом «галстука», когда два троса крепятся на одной проушине буксировщика, а с другой стороны -на двух скобах буксируемого автомобиля. Только вот на практике так, к сожалению, не получается, нет таких длинных тросов.
Закончить этот маленький раздел мы хотим двумя советами. Первый — будьте осторожны при покупке тайваньских тросов. Часто они короче, чем требуют Правила. Второй совет — старайтесь приобретать такой трос, который хорошо растягивается и амортизирует.
Перед тем, как…
Что изменится для ведущего автомобиля. когда у него «на крюке» появится сателлит? Конечно же, ему станет труднее. Возрастет нагрузка на двигатель и трансмиссию, увеличится расход топлива. Соответственно, двигатель станет быстрее нагреваться. Если автомобиль в полном порядке и эта нагрузка для него не чрезмерна, то, в общем, и страшного тут ничего нет. Однако перед буксировкой нелишне будет проверить уровень охлаждающей жидкости, натяжение ремня вентилятора. Если дело происходит зимой — надо снять утеплительный чехол с радиатора, открыть жалюзи (если они есть) — словом, подготовиться к более трудным, более напряженным для двигателя условиям движения.
На буксируемом автомобиле тоже надо кое-что проделать. К примеру, отсоединить от катушки зажигания провод низкого напряжения. Дело в том; что водителю буксируемой машины может понадобиться и частое включение стеклоочистителя с смывателем, и подача звукового сигнала, и торможение… На все это требуется энергия батареи. А ее надо беречь. Не говоря уж о том, что постоянно находящаяся под напряжением катушка зажигания может просто перегреться и выйти из строя.
Перед тем, как разойтись по кабинам, договоритесь с коллегой о маршруте, скорости движения, условных сигналах и прочем, что необходимо отрегулировать, пока движение не началось. И только после этого можно сказать:
Поехали!
Один из самых сложных моментов в процессе буксировки — трогание. Пассивная позиция водителя буксируемого автомобиля не требует каких-то особых умений: достаточно убедиться, что передачи выключены и стояночный тормоз не затянут — а потом только ожидать первого рывка. Водителю тягача труднее. Начав медленно двигаться на первой передаче, он должен следить за тем, как выбирается слабина троса и в тот момент, когда трос натянется, чуть выжать сцепление, чтобы погасить рывок, Но тут же, не давая тросу провиснуть, нужно плавно отпустить сцепление и добавить газ. Понятно, что эта эквилибристика не удастся сразу и вашему коллеге сзади предстоит пережить один хороший рывок. Но все когда-то учатся! И чувство благодарности того, кого вы выручаете, непременно пересилит неудовольствие от некомфортного обращения. Так что — не расстраивайтесь.
Второй сложный момент — переключение передач (на тягаче, конечно же). Старайтесь делать это как можно быстрее, чтобы не было большой разницы в скорости до и после переключения. Если не следовать этому простому правилу, любой трос можно оборвать в два счета. Иногда — вместе с некоторыми деталями автомобиля. И еще один совет. Поскольку теперь вы стали как бы намного тяжелее, разгон на каждой передаче нужно делать побольше, чтобы компенсировать потерю инерции в момент переключения.
Чуть выше мы уже немного коснулись вопроса взаимодействия водителей. Теперь поговорим об этом немного конкретнее.
Если вы — водитель тягача, то ни на минуту не забывайте о том, что у вас на прицепе автомобиль, водитель которого видит дорогу гораздо хуже вас и имеет меньше возможностей для маневра. Поэтому старайтесь двигаться равномерно, по возможности избегая остановок и торможений. А уж если видите, что придется снижать скорость, — помигайте стоп-сигналами, чтобы водитель буксируемой машины начал тормозить первым. В этом случае вам, возможно, вообще не придется прибегать к помощи тормозов, да и трос останется все время натянутым.
При перестроениях и поворотах также соблюдайте максимум осторожности, не забывайте, что вы теперь напоминаете лимузин (по суммарной длине, естественно) и вам нужен совсем другой, гораздо больший радиус поворота.
И, наконец, если дело происходит на загородной дороге, почаще останавливайтесь, чтобы проверить сцепку, протереть фары и фонари да и просто передохнуть.
Особые случаи
Иногда к буксировке прибегают не только из-за поломки. Кого-то надо выдернуть из грязевой ловушки, чей-то автомобиль просто не заводится от стартера — и его нужно только чуть-чуть «продернуть», чтобы он завелся. И об этих ситуациях тоже нужно сказать несколько слов.
В первом случае целесообразно использовать более длинный трос, чтобы самому тягачу не подъезжать близко к коварному месту и не засесть рядышком. Естественно, оказавшийся в капкане автомобиль обязан своими усилиями содействовать вызволению.
Если вы собираетесь запустить мотор «с буксира», то на заглохшей машине рекомендую включить вторую передачу, трогаться при выключенном сцеплении и только после набора скорости плавно отпускать педаль, чтобы не допустить резкого рывка. Первой передачей пользоваться не следует, поскольку это создает лишние трудности буксировщику.
Оперировать педалью газа заглохшего авто надо в зависимости от обстоятельств. Если перед этим вы долго терзали стартер и есть предположение, что цилиндры переполнены смесью, а свечи «залиты», педаль нужно полностью «утопить» и держать в этом положении до появления вспышек. Если же все дело в аккумуляторе, из-за которого прокрутка двигателя не состоялась вообще, нужно действовать обычным порядком: закрыть воздушную заслонку и педаль не трогать. Как только двигатель запустится, выключите передачу, посигнальте водителю тягача, остановитесь, отцепите трос. И не забудьте отблагодарить «спасителя», Вам это воздается сторицей.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий



Thanks: