Если вентилятор «накрылся»

Пробка! Почти как у Пушкина: машины шли шагом — и скоро встали. Моргнула раз, моргнула другой и разгорелась зловеще контрольная лампа зарядки батареи, стрелка температуры дрогнула и уверенно поползла вверх к самой красной черте. Что еще там? Мотор? Кажись, вентилятор… Чево делать?
— Ремень! — изрек Огурец. Прижимаюсь к обочине, глушу мотор. Та-ак, что там под капотом? Странно… ремешок на месте. Целехонький. Самым наглым образом красуется на шкивах, натянут — только не звенит. Вот те на! Так. Спокойно. Без паники.- Огурец, а ну, проверь предохранитель! Целый? Точно?! Что ж теперь — на галстуке ехать?
— Не суетись, галстук от нас никуда не денется. Что мы, не сообразим, в чем дело? Или мы не мужики? Давай по порядку. Значит, ехали мы пешком, радиатор потоком воздуха не охлаждался. Мотор стал греться, а вентилятор не включился. И — напряжение упало. Значит, что?
— А при чем тут напряжение-то?
— Ну, не знаю. Может, регулятор накрылся.
— Вряд ли. Две поломки враз не бывает. Тут связь надо искать.
— А когда на газ жмешь — лампочка генератора гаснет?
— Гаснет… Значит, просто нагрузка большая на генератор. Что-то ток кушает без меры.
И тут до нас дошло. До обоих. Коротнул. Как поднялась температура, датчик сработал, релюшка подцепила мотор к цепи — и напряжение упало! Дальше — дело техники. Сдернули разъемы с датчика температуры на радиаторе и закоротили их. Только реле щелкает — вентилятор молчит (Если б зажужжал — значит, датчик сломался. Менять его — дело грязное, надо тосол сливать. На дороге — никак нельзя. Зато можно ехать прямо с закороченными контактами). Содрали разъем с вентилятора, соорудили контрольную лампу из телефонного зарядника — напряжение подается. Точно, мотор загнулся, теперь уж сомнений нет.
— Значит так, Огурец. Выходов у нас три. Первый: попробовать починить на месте. Второй: включить печку на полную и ехать потихоньку. Авось доберемся. Третий — буксир. Его мы, конечно, отметаем.
— Давай крыльчатку снимем — посмотрим. Не справимся — так с печкой поедем.
Отвинтили диффузор, отцепили моторчик. Скинули заднюю крышку. Вот оно! Щетка перекосилась и заблокировала ротор — моторчик потому и не мог провернуться. Поправили. А как на место вставить? Щеток четыре, да все на пружинках — выскакивают. Пальцами не удержать — места не хватает. Ну, это не беда! Распотрошили бумаги, посдергивали скрепки. Согнули их пассатижами в форме буквы «П». Получился неплохой зажим, щетку держит. Собрали, для проверки снова закоротили контакты датчика. Вентилятор ка-ак взвоет! Чуть из рук не вырвался. Ура.
Остаток пути ехали гордые собой и всю дорогу обсуждали, что б американец в такой ситуации делал. Наверное, вызвал бы американских «ангелов», потерял бы кучу веремени и денег. А мы за полчаса справились. Ну, русские же.
Примечание автослесаря. Отказ вентилятора системы охлаждения (в народе — «карлсона») — одна из самых типичных поломок. Ребята действовали совершенно правильно. При поломке крыльчатки порядок действий примерно такой:
— проверить предохранитель;
— проверить датчик температуры радиатора (Конечно, это жаргонное словечко. По науке этот термодатчик называется «биметаллический термовыключатель ТМ108». Его называют и «датчик включения вентилятора», что хоть и неправильно, но в среде гаражых умельцев прижилось накрепко). Сделать это проще всего, отсоединив идущие к нему провода и закоротив их между собой. Удобно воспользоваться обыкновенным ножевым предохранителем — его ножки как раз подходят к разъемам проводов. Если вентилятор включится — можете так и ехать, вреда двигателю не будет. Испорченный датчик поменять можно и самостоятельно, только не забудьте запастись антифризом — его придется сливать;
— если вентилятор не заработал, проверьте напряжение на его разъеме. Если 12В присутствует — неисправен вентилятор, если напряжения нет — скорей всего сгорело реле. В качестве временной замены ему подойдет любое реле из монтажного блока. Скажем, включения дальнего света фар;
— если неисправность устранить не удалось, включите «печку» на полную мощность и поезжайте в сервис. Если двигатель не нагружать, такого охлаждения будет достаточно, ведь обычная эффективность отопителя 25-30% от радиатора охлаждения.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий



Thanks: