Почти идеал для России

Что можно требовать от иномарки, которой выпала судьба коротать свой век на просторах такой необъятной страны, как Россия? Думается, такой автомобиль должен быть крупногабаритным, ведь чем больше машина, тем солиднее владелец — это почти аксиома. К тому же, ехать на таком мастодонте приятнее.

А большому автомобилю необходим мощный бензиновый двигатель, ибо, как вы знаете, дизели у нас пока не жалуют: считается, что они слишком слабые. Никто не станет возражать, что автомобиль должен иметь и полный привод, причем желательно постоянный, с возможностью блокировки дифференциалов. С дорогами у нас не очень, даже если они и имеются в наличии. А потому ко всему вышеперечисленному неплохо добавить приличный дорожный просвет, дабы не гадать, пройдет картер над очередным колодцем или придется покупать новый.

Одна из легковых моделей, которая соответствует, пожалуй, всем этим критериям, — Subaru Legacy…

Незнакомец по имени Leone

Далеко не крупная японская автомобилестроительная компания Subaru прославилась на весь мир легковушками с полноприводной трансмиссией и так называемыми оппозитными двигателями, что улучшает их устойчивость на дороге благодаря низкому центру тяжести и обтекаемости, поскольку линия капота занижена. Ее модели изначально выделялись из общей массы довольно безликих «соотечественников», и со временем фирма упрочила свои позиции ведущего производителя именно таких легковых автомобилей. Особенно быстро этот процесс пошел на «тесном» североамериканском рынке.

Основными моделями Subaru, ставшими еще в 70-х годах мировыми бестселлерами, были среднеразмерные седаны и универсалы Leone (пикапы носили название Brat). В 1984 году свет увидела вторая генерация моделей с таким же названием (пикапы и короткие 3-дверные хэтчбеки старой серии выпускались до 1989 года). Ее отличал типичный для того времени прямоугольно-рубленый дизайн кузова и салона. В гамму кузовов входили 4-дверные седаны, 5-дверный универсал (и его версия с так называемой «высокой» крышей Touring Wagon), 3-дверное купе-хэтчбек, а также пикап Brat, экспортировавшийся преимущественно в США и Канаду. Базовые модели были переднеприводными, однако большим спросом за пределами Японии они не пользовались и выполняли своеобразную функцию «автомобиля для бедных».

Основу продаж Subaru составляли версии с интегральной компоновкой трансмиссии, которая имела постоянный привод на передние колеса, блокировку переднего дифференциала и принудительно подключаемый задний мост. Все моторы были оппозитными, 4-цилиндровыми, продольного расположения, рабочим объемом 1,3, 1,6 и 1,8 л мощностью от 65 до 120 л. с. Самый мощный двигатель оснащался впрысковой системой питания, турбонаддувом и каталитическим нейтрализатором. Механическая коробка передач устанавливалась как 4-ступенчатая, так и с 5-ю ступенями переключения. Кроме того, на заказ монтировали 4-диапазонный «автомат».

Subaru Leone встречаются на дорогах России крайне редко — разве что на Дальнем Востоке, где ассортимент японского автомобильного «секонд хэнда» разнообразен до неприличия. У нас, в европейской части страны, более известна и популярна модель Legacy, которую выпускают с осени 1989 года.

Сменщик оказался удачнее

Subaru Legacy, очередной герой нашей постоянной рубрики, в основном сохранил компоновку Leone, но в то же время приобрел неповторимый, только ему присущий элегантный стиль, комфортабельного салона и завидных ходовых качеств. Сразу стоит сказать, что марка Subaru во всем мире ценят за отличное качество сборки, высокую надежность и долговечность узлов и агрегатов. За набор этих плюсов, а также практичность при зимней эксплуатации многие педантичные автоэксперты готовы простить Legacy некоторые недостатки, как то: высокую стоимость (даже секонд хэнд), несколько безликий (хотя и качественный) интерьер салона, не совсем удобную регулировку водительского кресла, рассчитанную скорее на низкорослых людей. Зато (и это большой плюс) благодаря низкой линии капота нижняя кромка ветрового стекла опущена, что обеспечивает великолепную обзорность с места водителя.

Наиболее популярными типами кузова Subaru Legacy некоторые источники называют универсал и его разновидность с «высокой» крышей Touring Wagon, которые, благодаря вместительному багажнику (от 420 до 1550 л) наиболее практичны. При этом на долю 4-дверных седанов приходится всего 20% рынка продаж. Консультировавшие нас специалисты местного дилерского центра Subaru ставят под сомнение такую статистику и говорят о соотношении универсалов и седанов Legacy в Петербурге как о паритетном.

«Внешность» модели подвергалась модернизации неоднократно. Впервые это произошло в 1992 году: тогда были видоизменены формы решетки радиатора, капота и головной светооптики. Более ранние модели считаются как бы переходными — в их конструкции использован ряд элементов от старых моделей; в частности, это касается трансмиссии и силового агрегата. У более «свежих» модификаций трансмиссия оснащена вискомуфтой, которая при обычной езде распределяет мощность между передними и задними колесами в соотношении 70:30. При прохождении поворотов это соотношение уравнивается, а при соскальзывании ведущих передних колес всю мощность можно легко и быстро перекинуть на задние колеса.

В 1994 году модель обновили, причем японцы сохранили преемственность стилей нового и старого Legacy. Кузов стал более «пухлым», напрочь утратив все прямые линии. Фары приобрели несколько раскосую форму. Полностью была изменена форма бамперов и задних фонарей. Надо признать, что все это пошло Legacy только на пользу. Интерьер салона особенно не стали менять, а вот стандартная комплектация, и без того не очень скудная, стала еще богаче — появились антиблокировочная система тормозов, полный электропакет, а на некоторых версиях-кондиционер и прочие элементы комфорта.

В октябре 1996 года увидела свет популярная и по сей день модель Legacy Outback с кузовом типа «универсал»: с измененными бамперами, накладками в нижней части кузова, в более богатой комплектации и, самое главное, увеличенным со 155 до 200 мм дорожным просветом. Интересно, что «подъем над землей» не превратил Outback в 100-процентный внедорожник, хотя это и увеличило число поклонников марки Subaru, которые даже провозгласили Outback родоначальником подкласса «дорожных универсалов повышенной проходимости». По всей видимости, это действительно соответствует истине, особенно если принять во внимание нарастающее присутствие этой модели на дорогах России и, в частности, Петербурга.

По максимуму…

Из-за наличия полного привода Subaru Legacy приходится конкурировать с самыми дорогими моделями других именитых автопроизводителей, выступающих в той же «весовой» категории. В России обычно предлагают богатую стандартную комплектацию и минимальный набор дополнительного оборудования. С Subaru — примерно та же история. В самой простой комплектации GL с 2-литровым мотором можно обнаружить гидроусилитель руля, регулируемую по вертикали рулевую колонку, электростеклоподъемники, электропривод зеркал, открывание замка багажника из салона (у седанов), регулировку водительского кресла по высоте и ряд других необходимых для повышения комфорта «прибамбасов». Однако в разговоре с нами владельцы седанов Legacy в комплектации GL посетовали на отсутствие очень нужного зимой (особенно для полноприводной версии) омывателя фар и таких необходимых мелочей, как заднее антикрыло и противотуманные фары. Впрочем, если седану предпочесть универсал (не говоря уже о версии Outback), все недостающее вмиг появится.

…и даже более

Если вам, как потенциальному владельцу Subaru Legacy, все же чего-то недостает, стоит обратить внимание на более дорогую комплектацию — GX. Все автомобили с таким обозначением имеют двигатель объемом 2,5 л, и плюс к вышеперечисленному, — отделку салона «под дерево», подогрев сидений, дистанционное открывание дверей и литые диски. Однако и это еще не все. В самых «богатых» версиях есть кожаный салон, автоматический кондиционер, круиз-контроль, а также сдвижной люк с электроприводом в крыше. Специально для любителей инновационных технических решений автопроизводитель готов предложить пневматическую подвеску универсала, которая автоматически держит пол на одном уровне, как бы вы ни нагрузили багажник.

Секреты полного привода

Будем откровенны: двигатели Subaru Legacy хоть и оригинальны, но на Книгу рекордов Гиннесса не тянут. Однако возможности автомобиля зависят не только от объема силового агрегата, но и от его способности разгонять машину. Чего будет стоить, к примеру, 5- или 6-литровый мотор, если ведущие колеса окажутся на голом льду? Водителю в любом случае придется сбросить газ, чтобы не буксовать. А идеальные дороги, особенно зимой, у нас встречаются крайне редко. А вот Subaru Legacy ухудшение дорожных условий порой даже на руку — при этом заметнее проявляются положительные качества полноприводной трансмиссии.

Сразу заметим: не нужно путать легковые полноприводные автомобили Subaru с настоящими SUV. Истинная стихия моделей этой марки — устойчивое и безопасное движение по дорогам: пусть скользким и грязным, но дорогам. Для полного бездорожья они не предназначены. Тот, кто пренебрегает данным правилом, рискует не только прочно застрять где-нибудь в глухом месте, но и налететь на капитальный ремонт трансмиссии и подвески (а цены на запчасти для Subaru любой модели далеко не всем автовладельцам по карману). Не стоит забывать, что подвеска с пневматическими элементами и регулировкой клиренса (на некоторых «европейских» моделях была и такая) на российских дорогах ведет себя несколько иначе, нежели на зарубежном асфальтовом «паркете».

Нельзя сказать однозначно, полноприводный автомобиль безопаснее заднеприводного или переднеприводного потому, что имеет лучшую управляемость на скользкой дороге. Как раз повышенные возможности иной раз провоцируют водителя на рискованные поступки. К полному приводу необходимо привыкнуть. Он требует специфических приемов вождения, которые обычно осваивают с риском заступить за черту. Особенно это актуально для любителей динамичного стиля вождения. На скользкой дороге автомобиль разгоняется намного лучше — за счет хорошо продуманной конструкции трансмиссии. Вопрос только в том, сможет ли водитель справиться с этой скоростью.

Со своей стороны, автопроизводитель постарался сделать все возможное, чтобы обезопасить находящихся в Legacy. У модели полностью — независимая подвеска всех колес, что также повышает устойчивость автомобиля. На многих версиях Legacy имеются антиблокировочная система тормозов, две подушки безопасности — для водителя и переднего пассажира (у Outback — даже четыре аэрбега), усилители в дверях и т. д.

Несмотря на то, что, по статистике, переднеприводных Subaru Legacy больше, чем полноприводных, российский покупатель явно неравнодушен к известной во всем мире аббревиатуре AWD (All Wheel Drive) и все чаще делает выбор в пользу версий «4х4». Subaru с постоянным полным приводом при движении на предельных скоростях превосходит автомобили с приводом на одну ось, причем его преимущества наиболее ощутимы на дорогах с низким коэффициентом сцепления. Вискомуфта в роли самоблокирующегося межосевого дифференциала обеспечивает равномерное распределение крутящего момента по осям, вследствие чего автомобиль приобретает невероятную устойчивость. Как говорят инженеры Subaru, у полноприводного Legacy недостаточная поворачиваемость никогда не переходит в избыточную. Вискомуфта передает крутящий момент только при возникновении разности угловых скоростей вращения, «не обращая внимания» на возможные ошибки в действиях водителя. Вне зависимости от ситуации, полноприводный Legacy запас мощности и крутящего момента двигателя использует наиболее полно. Муфта свободного хода, отсекающая при замедлении поток паразитной мощности в трансмиссии, сохраняет курсовую устойчивость при торможении двигателем. Иногда из-за высоких тяговых и сцепных свойств полноприводного автомобиля водитель вдруг ошибается при выборе траектории на скользком покрытии и при торможении у него возникают проблемы с управляемостью. Поведение Legacy в этом случае не будет отличаться от реакции обычного автомобиля и не потребует никаких специальных навыков в силу изначальной легкости в управлении и бесспорного инженерного превосходства над моделями других компоновок.

«Независимость» улучшает управляемость

Глупо даже предполагать, что, наделив Legacy полным приводом, инженеры Subaru не позаботились о соответствующей управляемости автомобилем. Благодаря входящему в стандартную комплектацию гидроусилителю руля наш герой даже при двух задействованных мостах может развернуться на площади радиусом не более 10 м, что, согласитесь, совсем неплохо. При этом специалисты автосервиса достаточно лестно отзываются о работе ГУР, указывая на практически полное отсутствие дефектов (в том числе подтеканий смазки) после нескольких лет эксплуатации.

Со временем на Legacy начинает стучать рулевая рейка, но это больше характерно для машин, владельцы которых не очень-то считаются со многочисленным выбоинами на наших дорогах. Рейка, как говорят профессионалы, «тянется», поэтому, услышав легкий стук при ее работе, можно попробовать чуть-чуть подтянуть ее. Если характерное постукивание прекратилось, некоторое время можно спокойно ездить. Если подобная процедура не дала нужного эффекта, готовьтесь раскошеливаться на ремкомплект (35-45 долларов) и его замену (стоимость работы — 40-45 долларов). И еще: не стремитесь сильно затягивать рулевую рейку, иначе после поворота автомобиль очень неохотно будет станет возвращаться к прямолинейному движению. Если при покупке Legacy вы вдруг поймаете себя на мысли, что такому стильному и неординарному автомобилю явно не подходит 14-я «резина», не спешите «переобувать» его. Низкопрофильные покрышки в наших дорожных условиях недолговечны, а при установке широких шин может повыситься износ подшипников передней ступицы.

В целом же, по свидетельству механиков фирменного автосервиса, ступичные подшипники (как спереди, так и сзади) — один из самых жизнеспособных элементов подвески Legacy. Впрочем, так же, как шаровые опоры, сайлент-блоки, рычаги и т. п. Конструктивно передняя подвеска любого Subaru — обязательно независимая. Спереди установлены стойки McPherson, L-образные нижние рычаги со стабилизаторами поперечной устойчивости и винтовые пружины; сзади — те же стойки, по два поперечных и один продольный рычаг, пружины и стабилизатор поперечной устойчивости. Подобная кинематическая схема является гарантией хорошей управляемости модели Legacy (и прочих моделей Subaru) и сводит к минимуму всевозможные колебания и крены кузова.

Наиболее слабым местом подвески нашего автомобиля являются стойки стабилизаторов поперечной устойчивости. Как правило, их средний пробег составляет 12-15 тыс. км, что крайне мало. В то же время, заводом-изготовителем изначально было сделано так, чтобы при выходе из строя этих стоек рулевая рейка и наконечники рулевых тяг не страдали. Иными словами, стойки как бы весь удар принимают на себя. Важно усвоить, что если начались проблемы с передними стойками стабилизаторов, то лучше заменить и задние, потому как ближайшее время они тоже начнут «капризничать». Признаки выхода из строя стоек стабилизаторов — своеобразные пощелкивания в поворотах или характерное «чавканья» в сырую погоду. Надо признать, что на ходовые качества автомобиля это несильно влияет, однако если долго не менять стойки, вскоре могут «полететь» рулевая рейка и некоторые другие элементы, что, как вы понимаете, крайне нежелательно. Демонтаж стойки, вопреки некоторым высказываниям, не так сложен. Сама стойка стабилизатора по форме напоминает «восьмерку», в которой запрессованы 2 сайлент-блока. Для ее снятия со штатного места требуется лишь открутить 4 болта, что по времени займет 10-15 минут — не более.

На Legacy 1989-1992 годов выпуска нередко быстро выходят из строя пневматические амортизационные стойки подвески. На более поздних моделях устанавливались газо-масляные «субаровские» стойки, которые начинают проявлять признаки подтекания никак не ранее 40 тыс. км пробега.

Тормозная система Subaru Legacy вполне заслуживает самых лестных слов. На всех версиях спереди ставили дисковые вентилируемые тормоза, сзади — как дисковые, так и барабанного типа. Как показывает опыт эксплуатации, передние тормозные колодки при нормальных условиях езды способны служить не менее 30 тыс. км пробега, задние — в 2 раза больше (если они барабанные). При замене колодок рекомендуется снять суппорты и обследовать направляющие. Признаки ржавчины — предупреждение о том, что вскоре заклинит колодки и подгорят тормозные диски. Если их несколько раз поджечь, колодки начинают прилипать, а в этом случае не миновать таких неприятных симптомов, как биение и т. п.

Оппозитные «боксеры»

У всех автомобилей Subaru, кроме самых маленьких, — так называемые оппозитные двигатели (как, кстати, и у Porsche). Цилиндры у них лежат друг против друга, и за то, что поршни движутся навстречу друг другу, такие моторы получили прозвище «боксер» (Boxer). Расположение цилиндров принципиального значения не имеет, однако некоторые приятные моменты в этом все же есть. Уменьшенная общая высота силового агрегата позволяет поднять картер над землей, сохранив при этом нормальную высоту капота. Отчасти благодаря именно такой конструкции двигателя конструкторы Subaru смогли увеличить в японском легковом автомобиле дорожный просвет до 160 мм.

Есть и другие весомые преимущества подобной конструкции двигателя. Для него характерны компактность и низкий центр тяжести, что позволяет расположить мотор на одной линии с трансмиссией. Помимо этого, у двигателя такого типа — очень жесткая конструкция блока, а также прекрасное соотношение «мощность — вес» и крайне высокая надежность. Двигатели Boxer хорошо сбалансированы и работают практически без вибрации. В автомобилестроение они пришли из авиации (напомним: Subaru — торговая марка аэрокосмического концерна Fuji Heavy Industries), поэтому нет ничего удивительно в том, что такие моторы очень долговечны. Представители компании Subaru утверждают, что их двигатели имеют ресурс до 1 млн километров пробега, однако выражение «миллионники» — достаточно условное. Сказать точно, сколько «субаровские» агрегаты могут беспроблемно пройти без капремонта, сложно. Марка Subaru появилась в нашей стране сравнительно недавно, и, по словам специалистов автосервиса, сегодня на обследование заезжают «бывалые» автомобили, с пробегом 200-250 тыс. км. При этом состояние моторов оценивается как вполне приличное.

Изначально на Subaru использовались оппозитные силовые агрегаты рабочим объемом 1,6 (только на переднеприводные) и 1,8 л, карбюраторные и с впрыском, мощностью 95 и 103 л. с. соответственно, а также инжекторные 2,0 и 2,2 л мощностью 115 и 136 л. с. Их отличает главная характеристика крутящего момента, что позволяет реже переключать передачи.

В 1992 году к этим моторам добавили турбоверсию 2-литрового двигателя, которая даже с одновальной головкой блока цилиндров развивала мощность 211 л. с. Данный мотор устанавливали исключительно на полноприводные версии и агрегатировали только с механической КПП.

Двумя годами позже, вместе с новыми кузовами, появились и новые двигатели — с распределенным впрыском топлива. Производство старых 1,6-литровиков (карбюратор) и 2,0-литровиков (Turbo) было прекращено. Двигатель объемом 1,8 л мощностью 107 л. с. устанавливали лишь на переднеприводные седаны. Моторы 2,0 (115 и 150 л. с.) и 2,2 л (мощностью 130 л. с.) — на все модификации, а 2,5-литровый агрегат — только на машины с полным приводом. На седан Legacy также устанавливают 280-сильную турбоверсию 2-литрового мотора.

Наиболее часто встречающиеся на наших дорогах Subaru Legacy имеют под своим капотом двигатели объемом 2,0 и 2,2 л. В автосервисе отзываются о них как об удачно сконструированных, надежных и долговечных. Непременным условием для продления «жизни» силовых агрегатов, имеющих малый процент на угар, является своевременная замена масла, причем максимально качественного (через каждые 10 тыс. км пробега). Если не соблюдать предписания автопроизводителя, могут возникнуть большие и никому не нужные проблемы. Прежде всего это касается выхода из строя гидрокомпенсаторов (они начинают издавать неприятный звук), что может повлечь за собой «гибель» распредвалов. На Западе в таких случаях двигатель просто «скидывают» и устанавливают на специальный стенд для ремонта. Как объяснили на СТО, у нас подобных прецедентов с гидрокомпенсаторами еще не случались, однако, в случае возникновения аналогичных проблем, они скорее всего будут решаться аналогичным способом.

Не стоит забывать и о своевременной замене ремня ГРМ — операции, также способствующей уверенной и бесперебойной работе двигателя. Завод-изготовитель рекомендует осуществлять ее раз в 100 тыс. км пробега. Однако, учитывая специфику наших дорожных и климатических условий, лучше перестраховаться и делать это несколько чаще.

В силу конструктивной особенности, все двигатели Subaru весьма критичны к используемому топливу, причем не столько к октановому числу, сколько к качеству бензина. Октановое число «заложено» в процессор управления всеми параметрами двигателя, а посему он срабатывает именно на это число. Автомобиль, естественно, поедет и на А-92, но уже без должной динамики. Если долгое время заливать в бак некачественное топливо, быстро забивается фильтр и закупориваются форсунки. Их промывка на фирменной СТО обойдется в пределах 60 долларов (стоимость спецсостава и работы). Однако в случае сильного загрязнения форсунок процедура их промывки зачастую оказывается бесполезной.

Что касается необходимости установки защиты картера, то это дело сугубо личное. С завода Legacy идут укомплектованные специальным пластмассовым пыльником, которого, по мнению специалистов, вполне достаточно для защиты силового агрегата; тем более, если принять во внимание большой дорожный просвет автомобиля.

Достаточно неплохо японцы поработали и над электрооборудованием Subaru Legacy. Глобальные отказы в системе многочисленных датчиков — явление, данной модели не знакомое. Питерская сырость скорее может повлиять на, плохо заизолированные контакты электропроводки. Однако, что интересно, больше всего отказов по части электрооборудования приходится на перебои в работе устанавливаемой на заводе автосигнализации, и на это стоит обратить внимание при выборе подержанного Legacy.

К двигателю любого объема можно подобрать механическую или автоматическую трансмиссию. В зависимости от типа КПП клиент получит и свое распределение крутящего момента по осям. Интересно, что на нашем рынке превалируют модели с «автоматом», которые, к слову, зарекомендовали себя очень даже неплохо. На Legacy первых годов выпуска в АКПП использовали масло марки Dixtron III, однако условия северной зимы выявили его недостатки. В частности, при температуре воздуха ниже 20 градусов старое масло нередко застывает в трубопроводах, в результате чего автомобиль начинает двигаться рывками. На более новых Legacy решено было отказаться от Dixtron III и перейти на марку AMX. Плановая замена этого масла предусмотрена через каждые 45-60 тыс. км пробега.

На некоторых версиях, в дополнение к 5-ступенчатой механической КПП, устанавливался демультипликатор. На японском и североамериканском рынках наибольшей популярностью пользуются 3-диапазонные (переднеприводные автомобили) и 4-диапазонные АКПП (были модификации с принудительным отключением заднего моста).

Проверен на дороге

Не последнюю роль в любви покупателей к Subaru Legacy играет надежность, которой есть документальное подтверждение: на дистанции 100 тыс. км автомобиль смог развить среднюю скорость 223, 345 км/час. Чтобы пройти такой путь, автомобиль безбожно гоняли в течение 19 дней, а скорость вычисляли делением пройденного пути на затраченное время за вычетом заправки топливом, устранения дефектов, отдыха водителей и т. п. Данная цифра, конечно же, не может считаться показателем максимально возможных спринтерских качеств Legacy, однако сомневаться в достоинствах этой полноприводной модели как истинно легкового автомобиля также не приходится. Здесь, опять-таки, напомним о преимуществах AWD, которые делают Legacy почти идеальным вариантом для России.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий



Thanks: