Ветер удачи

За последние 13 лет задевал чужие зеркала около 8 раз. Практически все эти разы — с обеих сторон одновременно. С разбитием чужого зеркала — 1 раз. Этот случай я здесь несколько раз описывал, когда в мой ряд на пустом МКАДе вывалил Мерседес,обгоняющий дедушку на копейке. МКАД был еще не такой широкий, как сейчас. Разница скоростей была 180-200 км\ч с обгоняющим и 200-220 с копейкой.» (Альпинский) 1) И сколько раз из этих восьми ты остановился и отдал денег за чужую покалеченную машину?

2) Если у тебя была разница скоростей 220 с копейкой, а копейка ехала со скоростью километров 70 (даже на старом МКАДе никто медлене не ездил), то не ехал ли ты со скоростью 290? Это что же за машина такая? Йыусщак» Приведенное вместо эпиграфа сообщение из конференции www.auto.ru вовсе не подразумевает последующие разборки с оппонентами по поводу могущества некоторых изделий автомобильной промышленности или взывания к чьей-то совести по поводу безвозмездного отламывания боковых зеркал.

Просто оно натолкнуло меня на мысль разобраться в простом на первый взгляд вопросе — а с какой скоростью, вообще, следует ездить? Скажете, что этот вопрос так же прост, как известная задача о результатах умножения два на два? Я так не считаю… …«Какой русский не любит быстрой езды»… Справедливости ради, надо заметить, что быстро ездить любят отнюдь не только на Ярославском шоссе, Магаданском тракте и Военно-Грузинской дороге. Не отказывают себе в желании «насадить на все деньги» и достопочтенные британские сэры и леди на хайвее M1, и «распальцованные», черные, как воркутинский антрацит «афроамериканцы» на Турн-пайке, и педантичные истинные арийцы на автобане Берлин — Ганновер. Полный беспредел скоростного режима тщательно контролируется, как пузатыми «гишниками», предлагающими зарвавшимся дорожным пилотам широкий выбор между бардачком «канарейки» и издевательской, многоходовой системой оплаты их художеств через хаотично разбросанные по стране отделения Сбербанка, так и уравновешенными, словно Тауэр «бобби», невозмутимо выписывающими «тикет» на 500 фунтов стерлингов, и вышколенными «копами», надевающими на особо шустрых «гонцов за горизонтом» наручники прежде, чем те успевают вспомнить свою фамилию, и очень напоминающими повадками родное «гестапо» полицаями, одинаково сурово расправляющимися и с депутатом Рейхстага, и с грузчиком гамбургского порта.

Однако, несмотря на довольно суровые социально-бытовые последствия, связанные с продавливанием педалью акселератора днища автомашины, водители продолжают носиться, как угорелые, не отказывая себе в удовольствии прокатиться «с ветерком». Между тем, ветер, задувающий в форточки чадящих неработающими форсунками трассовых КАМАЗов, шелестящих «мишленом» Мерседесов и заманивающих кондиционированным нутром «джипов» часто является вовсе не нежно ласкающим и шевелящим прическу освежителем салонного воздуха, а скорее — ветром удачи… Правила дорожного движения, к которым мы, в подавляющем большинстве, относимся с долей пренебрежения, на самом деле созданы для, если не избежания, то, по меньшей мере, для определения порога, преодолев который, мы попадаем в зону повышения риска.

Разумеется, ПДД не однородны в своей сути и, если проезд «ходом» красного сигнала светофора или знака «уступи дорогу» можно назвать нонсенсом, то превышение разрешенной скорости практикуется повсеместно. Это связано с тем, что законодателю очень трудно определить верхний предел каждого отдельно взятого водителя на конкретном автомобиле. Понятно, что выезд под «красный» чреват примерно одинаковыми последствиями и для Степана Степаныча на еле шевелящем конечностями «запоре», и для «конкретного пацана» на «124-м кузове». В то же время, если для первого строгое соблюдение резвости под знаком ограничения скорости в 60 км. в час может быть приравнена к попытке установить мировой рекорд в метании молота, то для второго — сия акция является чудовищным по внутреннему содержанию, глубочайшим унижением собственного достоинства.

Другими словами, если светофор или знак «Проезд без остановки запрещен» может быть поставлен один на всех, то знаки скоростного предела правильнее ставить для каждой машины свои… Разумеется, сделать это невозможно, поэтому при определении границ быстроты власти исходят из принципа наименьшего зла — «пусть лучше «тошнит» «Порше», чем летит самосвал». Несовершенство такого подхода не замедляет сказаться, и вот уже на «торпеде» попискивает антирадар, а водитель, смачно плюнув на ненавистный придорожный круг с черными цифрами с удовольствием взирает на стрелку спидометра, ползущую по циферблату, расчерченному на 200-300 делений. Не надо быть ханжой — несомненна разница в технических характеристиках различных машин.

Как в плане скоростных возможностей, так и с точки зрения прочих конструктивных особенностей — торможения, устойчивости, безопасности… И в этом смысле, вполне адекватным кажется утверждение — «что дозволено Юпитеру — нельзя быку». Адекватным настолько, что и впрямь впору ограничивать движение «москвичей» одной скоростью, а «корветов» — другой. Да, вот беда — ездят машины, способные в легкую пересекать двухсоткилометровую черту на спидометре не по взлетной полосе Шереметьево-2. Как на зло, на дороге встречаются повороты, зигзаги, лужи, ямы, наледи и… другие участники движения. И в этих условиях полагаться только на возможности машины так же наивно, как прыгать втихую с небоскреба в надежде, что это заметят и натянут спасительный брезент. При выборе скорости движения водитель не должен полагаться только на машину. Вполне логичным является и оценка собственной техники вождения. Ведь одно дело, когда мчащий по гололеду шофер умеет тормозить, следуя замшелым урокам в автошколе, только нажимая одновременно на сцепление и другое, когда в его арсенале предотвращения аварийных ситуаций есть приемы вождения «покруче». Если вы знаете, например, что при прохождении поворота надо стараться изменять траекторию в сторону увеличения радиуса или знакомы с прерывистым торможением, то это одновременно позволяет вам двигаться с несколько высшей скоростью.

Таким образом, можно с большой долей уверенности утверждать, что водитель, владеющий определенными навыками скоростного вождения и выхода из экстремальных ситуаций, управляющий более совершенной машиной, в принципе, может себе позволить «поднять планку» собственного скоростного режима. Третьей составляющей разумной индивидуальной скорости движения является умение предугадать ситуацию. Этот фактор заложен в подкорковый уровень и представляет из себя накопленный в подсознании опыт происходивших ранее нестандартных и стандартных дорожных ситуаций. Например, частые, происходящие «из ничего» аварии начинающих водителей — сплошь и рядом — следствие неадекватной оценки развития ситуации. Таким образом, при определении собственной скорости водитель должен максимально точно оценивать свое умение применить нужный прием или маневр в минимально возможные сроки.

Причем, по мере возрастания скорости движения вашего автомобиля время, отпущенное на оценку ситуации, реакцию на ее внезапные изменения и применение тех или иных мер пропорционально уменьшается и в какой-то момент становится равным нулю. То есть, начинается «мертвая зона», находясь в которой водитель уже ничего не сможет предпринять для предотвращения аварии. Далее, с еще большим нарастанием быстроты «полета» эта «зона» расширяется лишь в сторону тяжести последствий — от легкой жестянки до траурной процессии. Переступать границу собственных возможностей чрезвычайно опасно, ибо войдя в «мертвую зону» водитель уже не принадлежит самому себе, а целиком зависит от воли случая — вывернет или нет попутчик в его ряд, попадется ли на дороге лужа или нет, затормозит ли в пол впереди идущий, дистанция с которым сокращается стремительнее, чем это необходимо чтобы успеть самому остановиться и т.д., и т.п.

К сожалению, причиной большинства аварий, связанных с превышением скорости, является как раз неумение водителем определять свои истинные возможности и постоянно ездить в условиях «мертвой зоны» или, другими словами, «на удачу». При этом беда еще и в том, что эта езда «за гранью» долгое время проходит без последствий, так как рядом с нами, несмотря ни на что, все же ездят люди с чувством самосохранения и долей внимания, что еще больше утверждает водителя в иллюзии собственных возможностей и заставляет все дальше и дальше заходить на «темную территорию». Но вот однажды… Потом можно распинаться по поводу «козла», вырулившего из соседнего ряда без учета разницы скоростей с вами или строительных работ, ведущихся без опознавательных знаков за «закрытым» поворотом.

Но давайте попробуем откинуть амбиции собственной безгрешности и прикинем, а не смогли бы мы избежать трагедии, если бы более трезво оценили свои силы и степень возможной опасности? Может быть тогда и «козел» бы вырулил не так внезапно, и для избежания столкновения со стоящим экскаватором нам бы хватило времени на маневр или торможение? Нет такого приспособления, в которые можно заложить все данные о вас, вашем автомобиле, дорогам, по которым вы ездите, чтобы получить результат — «вам не следует превышать скорость 120 км. в час». Все, без исключения, переступают границу собственных скоростных возможностей. Только одни это делают раз в месяц, а другие — постоянно…

В заключение, давайте вернемся к выведенной нами формуле: скорость (безотносительно ПДД) = качество машины + техника вождения + умение предугадывать развитие ситуации. Вот только не создано компьютера, который может оценить для вас каждую составляющую, и это все исключительно субъективно. Переоценивать свои возможности свойственно человеку, и надо помнить, что превышение собственного мнения о любом предложенном компоненте неизбежно заведет вас в «мертвую зону», где вы перестаете принадлежать самим себе и все дальнейшее станет лишь волей случая. И ветер удачи в приоткрытом окне может в любую минуту превратиться во внезапный, всепоглощающий ураган, справиться с которым будет уже невозможно…

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий



Thanks: